Ярослав Мудрый, изображение История основания Ярославля
Главная Начало Ярослав Ярославль Литература Достопримечательности

Сказание

Сказание
ак мы уже знаем, летописи ничего не говорят об основании Ярославля. Но это событие нашло свое отражение в старинных легендах и сказаниях, которые дошли до нас, как правило, в записях конца XVIII — первой половины XIX веков. Некоторые сказания являются чисто литературными произведениями, сочиненными в позднее время. Возможно, они были связаны с народными рассказами о прошлом и старинными поверьями, но настолько искаженными последующими переделками, что выделить из них рациональное звено практически бывает невозможно.

Другие представляют собой народные предания, сложившиеся в глубокой древности на основе действительных событий и реальных исторических явлений. Передаваемые из уст в уста, от отца к сыну, от деда к внуку, они также подвергались изменениям, обрастали новыми, подчас фантастическими подробностями. Но научный анализ этих сказаний, сопоставление их сведений с данными других источников — археологических, этнографических, письменных — позволяют снять позднейшие напластования, выявить их древнее ядро, связать с историческими реалиями.

В легендах об основании Ярославля представлены оба типа сказаний. Первый отразился, безусловно, в «Повествовании» П. Львова, опубликованном в 1820 году. В нем рассказывается романтическая история о некоем отшельнике, живущем у впадении Которосли в Волгу, который узнает о бедствиях местных жителей: «Лютый зверь ежедневно губит не только животных, на пажитях пасомых, но близ самых жилищ терзает людей». Они верят, что это языческий бог Велес, мстя за принятие ими христианства, «послал им в казнь медведя страшного». Затем отшельник узнает, что свирепый медведь убит князем Ярославом, специально прибывшим из Ростова для борьбы со зверем. В честь этого события и был заложен город, названный Ярославлем. Искусственность построений и литературный характер этой риторической повести очевидны. Не случайно И. А. Тихомиров назвал ее «вымыслом ученого невежды».

К тому же типу следует, вероятно, отнести и «местные предания от самыя древности сохранившиеся», которые использовал М. Ленивцев в «Описании построения города Ярославля» (1827 год). В нем говорится, что Ярослав, будучи князем Ростовским, охотился в устье Которосли и там «встретился с превеликою медведицей, с которой вступя в бой, убил ее сам один». Место ему понравилось и вскоре он снова прибыл сюда с мастерами и «заложил город рубленною стеною, назвав в свое имя — Ярославль». Тогда же князь дал новому городу герб: изображение медведя, стоящего на задних лапах с секирой на плечах. Это предание не выглядит столь наивным, как предыдущее. Но если в нем содержались крупицы исторической реальности, они так обросли досужими вымыслами, что разглядеть их практически невозможно.

Иной характер носит «Сказание о построении града Ярославля». Его опубликовал в 1877 году А. Лебедев, сообщив, что оно взято из рукописи Самуила Миславского, бывшего в 1776 —1783 годах архиепископом ростовским, а затем ярославским. И. А. Тихомиров отмечал, что «в основе сказания лежит древняя запись, но, видимо, подновлявшаяся», что данный вариант «наиболее близок к истине из всех вращающихся в письменности и в молве».

Глубокий источниковедческий и текстологический анализ «Сказания» сделал Н. Н. Воронин. Он убедительно показал, что текст его «очень позднего времени, имеющий тенденцию подделки под старый язык». Написал его действительно архиепископ Самуил, литературно переработав «ходячие народные предания». Высказав предположение, что в «Сказании» объединены два самостоятельных рассказа, исследователь реконструировал оба первоначальных текста. Первый из них — «Предание о Ярославле — Медвежьем угле и церкви Илии», — несомненно, представляет собой народную легенду. Второй рассказ — «Предание о построении церкви Власия в Ярославле» — носит скорее книжный характер. Нас, безусловно, будет интересовать первое предание, повествующее об основании князем Ярославом города. Обратимся к его содержанию.

В те времена, когда в Ростовской земле правил князь Ярослав Владимирович, получив ее от отца, великого князя Киевского «во одержание», у слияния рек Которосли и Волги «лежаще некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль». На этом пустынном, заросшем высокими деревьями и густыми травами месте находилось «селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы, человецы поганыя веры — языци, зли суще... Онии человецы живяще точию по своей воли, яке мнози и грабления и кровопролития верным твориша».

Итак, жители Медвежьего угла были язычниками, жили своевольно (то есть не подчинялись княжеской власти) и занимались разбоем и грабежом. Но «Сказание» сообщает и о том, что они были искуссиыми рыболовами и охотниками («в делание же смысленна прилепляхуся, егда на зверя или лов рыб исходяще») и что главным их занятием было скотоводство («держаще же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху»).

Прервем на время пересказ предания и вспомним материалы раскопок раннего культурного слоя на Стрелке, также свидетельствующие о занятии скотоводством и значительном развитии рыболовства в этом праярославском поселении. Таким образом, подтверждается не только рассказ «Сказания» о существовании поселка на месте будущего города, но и сведения о хозяйственных занятиях его жителей. А это в свою очередь повышает наше доверие к сообщениям этого предания.

Но продолжим повествование. Однажды князь Ярослав плыл «на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у правого берега оной, идеже то селище, зовомое Медвежий угол»; Заметив, что «некии люди жестоци» напали на купеческие суда, идущие по Волге, князь «повеле дружине своей устрашити иразшати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии». Дружина в ожесточенной схватке принудила грабителей к бегству и, преследуя их «победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль (рукав реки на дне Медвежьего оврага. — М. М.), за ним же и селище то стояше». Затем князь поучает жителей как жить и предлагает им креститься. Те отказались, но дали князю клятву «жити в согласии и оброци ему даяти». После этого Ярослав «отыде в престольный град свой Ростов».

 
Медведь
Вскоре Ярослав вновь прибыл в Медвежий угол, но жители снова встретили его враждебно: «Но егда входи в сие селище, людии сего испусти от клети некоего люта зверя и псов да растешут князя и сущих с ним». Князь вступил в единоборство со страшным медведем и зарубил его секирой, псы же никого не тронули. Убийство священного зверя приводит в ужас жителей мятежного селища: «И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц князю и быша аки мертвы». Ярослав упрекает их в нарушении клятвы «верно служите мне, князю вашему» и надменно заявляет, что он «не на потеху зверину или на пир многоценна пития исшгаати пришед, но победу сотворити».

На следующее утро князь заложил на берегу Волги храм Ильи Пророка, в честь победы над зверем в Ильин день. Затем велел рубить деревья и очистить место «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточив водное», где он решил построить город. «И так делатели нача строити церковь святого пророка Илии и град созидати. Град сей благоверный князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики».

Таков рассказ Самуилова «Сказания» о возникновении города Ярославля. По своему характеру — это типичная легенда, содержащая немало домыслов и позднейших наслоений (появившихся не без влияния церкви), далеко оторвавшаяся от своей исторической основы. Но все-таки эта основа была. Мы уже отмечали достоверность сведений о Медвежьем угле и занятиях его жителей, подтвержденных археологическими материалами. Но только ли в этом нашла свое отражение ­ реальная действительность?

«Сказание», как и другие предания о возникновении Ярославля, утверждает, что город был основан князем на месте его поединка с медведем. В цитированных выше поздних повествованиях эта схватка сводится к обычной звериной потехе — княжеской охоте. Совсем иной характер приобретает она в «Сказании». Ярослав здесь также вступает в единоборство с медведем, но его натравили на князя жители Медвежьего угла. И это непростой зверь, а священный, которому они поклонялись, и чья гибель повергает их в ужас и смятение. И неслучайно князь недвусмысленно заявляет им, что прибыл сюда не охотиться, а «сотворить победу» над языческим божеством.

Н. Н. Воронин убедительно показал, что весь этот рассказ, как и само название Медвежий угол, связан с древним культом медведя, которому поклонялись жители этого поселения. Этот культ характерен для многих народов лесной полосы Европейского Севера и Сибири, в том числе для угро-финских и славянских. Его следы ведут в глубину тысячелетий. «Археологические памятники сигнализируют о наличии медвежьего культа в Поволжье еще в глубокой древности, по меньшей мере связанной с могильниками так называемой фатьяновской культуры, и позволяют ­ проследить его историю вплоть до курганных могильников Суздалыцины X—XII вв.»

Отметим также, что в Тимеревском и других могильниках Ярославского Поволжья, существовавших, как мы знаем, одновременно с Медвежьим углом, особенно часто встречаются находки глиняных изображений медвежьей лапы и других предметов, подтверждающих распространенность здесь медвежьего культа. А в культурном слое самого поселка на Стрелке найдены два клыкамолодого медведя, служившие, по-видимому, амулетами.

«На этой почве, — отмечает исследователь, — создаются народные сказания и легенды, где этот культ привязывается, в частности, к праярославскому поселению и истории освоения его Ярославом».

Предание о борьбе князя с медведем нашло свое отражение в ярославском гербе, одном из старых геральдических знаков русских городов. Наиболее ранние его изображения — тарелка царя Алексея Михайловича (середина XVII века) и «Большая государственная книга» (1672 год). Герб изображает медведя, стоящего на задних лапах с трезубцем на плече. Исследователи полагают, что возникновение самой эмблемы (трезубец — родовой знак Рюриковичей) может быть отнесено к первым столетиям существования феодального Ярославля. Позднее, в XVIII веке, трезубец был заменен в гербе города боевым топором секирой.

Таким образом, материалы о медвежьем культе в Верхнем Поволжье, известные из различных источников — археологических, этнографических, фольклорных, геральдических, — свидетельствуют, что народная легенда, дошедшая до нас в церковной переработке конца XVIII века, создавалась на глубокой и реальной исторической основе.

Отразилась в этой легенде и борьба против установления феодальных порядков, столь характерная для той эпохи, «Ярославль возникает тогда, — справедливо отмечает И. В. Дубов, — когда резко усиливается древнерусское освоение Верхнего Поволжья и здесь укрепляется княжеская власть, активизируется процесс христианизации края». Княжеские дани охватывают весь край, вызывая резкое недовольство населения. Острые противоречия раздирают и саму сельскую общину, где выделяется феодализирующаяся верхушка.

Столкновения княжеской власти с жителями Медвежьего угла красной нитью проходят через все «Сказание». Жители его были безусловно свободными общинниками («живяще точию по своей воле»). Но внутри общины происходит острая социальная борьба, с чем, по-видимому, и связано появление здесь княжеской дружины. В своей назидательной речи, произнесенной после первой победы над жителями мятежного селища, Ярослав ни словом не обмолвился о нападении на торговые суда (видимо, этот эпизод является позднейшей вставкой). Его поучение жителям («како жити и обиды не творити никому») и последовавшая за тем их клятва («жити в согласии») свидетельствуют, что главным был вопрос о раздорах и борьбе внутри Медвежьего угла. Подчинение княжеской власти завершается обещанием платить дань («оброци ему даяти»), от которой они прежде, видимо, были свободны.

Со сбором этой дани («полюдье») связан, как можно предполагать, и второй приезд Ярослава в Мед­ вежий угол. Но непокорные жители вновь оказывают сопротивление князю, натравливают на него священного зверя, у которого ищут защиты. Поединок с медведем является как бы кульминационным пунктом всей борьбы, а гибель его означает окончательную победу князя над мятежниками.

Не вызывает сомнения, что в этом рассказе слышны отголоски острой социальной борьбы, потрясающей в XI веке всю Ростово-Суздальскую Русь. В этой окраинной земле Древнерусского государства, где ломка старых общественных отношений началась позднее и где свободные общинники составляли большинство населения, борьба эта носила особенно ожесточенный характер. Не случайно именно здесь зафиксировала летопись мощные восстания смердов в 1024 и в 1071 годах, основной движущей силой которых были свободные общинники, боровшиеся против так называемой «старой чади» и «лучших людей», представителей зарождающегося класса феодалов.

Развитие феодальных отношений сопровождалось распространением новой идеологии — христианской религии. Поэтому выступления смердов против их закабаления приобретали не только антифеодальный, но и антихристианский характер. И руководили ими языческие жрецы — волхвы, возглавлявшие восстания смердов и в 1024, и в 1071 годах. И эта характерная для ранней антифеодальной борьбы черта также нашла отражение в «Сказании».

В первый свой приезд в Медвежий угол Ярослав не только поучает «злых язычников», как надо жить, но «дозна богомерзку веру их, моли их креститися». Однако те отказываются («точию не хотяху креститися»), а свое обещание подчиниться воле князя и платить ему дань скрепляют «медвежьей клятвой».

Во второй раз, после схватки с медведем, князь упрекает жителей селища в нарушении клятвы и, насмехаясь над их верой, вопрошает: «Кий же он бог, яко и клятву, при нем сотворенну, сами преступи и попра?» Священный медведь повержен князем, а это событие расценивается как победа христианской религии над языческой и завершается построением храма в честь библейского святого.

Таким образом, социальная суть «Сказания» выражена достаточно четко. В связи с острой внутренней борьбой в Медвежьем углу туда прибывает ростовский князь Ярослав с дружиной. Он силой подчиняет себе жителей поселения и облагает их данью. Это вызывает у них протест, они открыто выступают против княжеской власти, но терпят поражение. А на месте мятежного селища возникает город Ярославль, ставший важным опорным пунктом дальнейшей феодализации и христианизации Ростовской земли.
Погода в Ярославле сейчас, сегодня, завтра | Прогноз погоды на 10 дней

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Индекс цитирования История основания Ярославля Каталог сайтов Ярославля - МИР76.ру - Ярославль онлайн Ярославль в Интернет Пиломатериалы в Ярославле, обрезная доска на продажу